Синдром Андогского

Атопичекий дерматит, катаракта

Синдром Андогского
Синдром Андогского Синдром Андогского Синдром Андогского Синдром Андогского Синдром Андогского Синдром Андогского

Заболевание описано в 1914 г. отечественным офтальмологом Николаем Ивановичем Андогским (1869-1939). Однако первые наблюдения подобных больных были опубликованы в 1868 г. немецким офтальмологом August J. Rothmund (1830- 1906) и в 1904 г. немецким врачом О. Werner (род. 1874).

Выраженный зуд, сыпь с преобладанием уртикарных и папулезных элементов, стойкий белый дермографизм могут сочетаются с бронхиальной астмой, аллергическим ринитом. К 10–14 годам формируется звездчатая катаракта: помутнение начинается с передней части хрусталика и, быстро прогрессируя, захватывает его целиком; снижается острота зрения, нарастают дистрофические изменения в роговицах обоих глаз.

В статье В.Г.Копаевой «Кератопластика при синдроме Андогского (клинический случай)» приводится описание подобного клинического случая офтальмологами. Сообщается, что консервативное лечение пациента обеспечило только временный седативный эффект. Острота зрения постепенно снижалась до 0,2-0,3. В 2003 и 2004 гг. произведены операции сквозной субтотальной кератопластики сначала на левом, потом на правом глазу. Получено высокое зрение (0,8-0,9). Спустя три года после операции на левом глазу появилась отечность в периферическом ободке роговицы. Инъекции дексаметазона под конъюнктиву оказывают одновременный заметный положительный эффект на состояние глаза, кожи лица и шеи. Автор делает выводы, что помутнение хрусталиков, дистрофия роговицы и патология кожного покрова — системная патология производных эктодермы.

Больные с  атопическим дерматитом должны состоять на диспансерном учете у дерматолога и окулиста.