Укусы кровососущих насекомых

Укусы кровососущих насекомыхУкусы кровососущих насекомыхУкусы кровососущих насекомыхУкусы кровососущих насекомыхУкусы кровососущих насекомыхУкусы кровососущих насекомыхУкусы кровососущих насекомых

Кроме представителей отряда перепончатокрылых аллергию способны вызывать укусы кровососущих насекомых, цикл развития которых (в основном у самок) требует наличия крови. В эту группу входят комары, вши, клопы, блохи, москиты, мошки и др. Аллергические реакции на укусы кровососущих насекомых выявляются у 17 — 20% лиц, страдающих атопическими заболеваниями.

Комары — типичные представители кровососущих насекомых. Наибольшую опасность они представляют в таежных и степных регионах России. У людей с повышенной чувствительностью к укусам комаров на коже в месте укусов обычно возникает местная аллергическая реакция в виде отека, покраснения, папулезной или волдырной сыпи. Встречаются и более выраженные реакции: от гигантской инфильтрации на месте укуса, сохраняющейся в течение 3 — 4 недель, до системных проявлений в виде генерализованной сыпи и приступов удушья. При множественных укусах могут отмечаться признаки интоксикации, лихорадка, головная боль. Интересно, что разные группы населения имеют разную чувствительность к укусам кровососущих насекомых. Население таежных регионов, имеющее длительный контакт с комарами и мошкой, как правило, более устойчиво к их укусам благодаря иммунной защите, формирующейся при многократных укусах.

Постельные клопы также могут вызывать аллергические реакции, выраженность которых зависит от количества укусов и вида клопа. Интервал между укусом клопа и развитием симптомов аллергии в большинстве случаев составляет от 10 до 40 минут. Через несколько часов возможно усиление выраженности местных симптомов, увеличение плотного отека, который захватывает обширный участок (иногда от сустава до сустава), усиление зуда, гиперемии, локальной гипертермии. Иногда реакция возникает через 6 — 12 часов, нарастает в течение 48 часов, характер течения аллергии рецидивирующий, иногда до 2 месяцев. Периодически могут появляться сыпь (иногда носящая сливной характер), системные реакции в виде отека Квинке и бронхоспазма. В отдельных случаях наблюдаются потеря сознания, отек век, языка, гортани, бронхоспазм, развивается анафилактический шок. Аналогичные кожные проявления можно наблюдать после укусов москитов и мошек.