Беременность. Физиологические изменения кожи

изменения кожи при беременности, стрии, пигментация кожи

Временно нет фото

При беременности наблюдается обратимые изменения в иммунологическом, эндокриологическом статусе. Многие авторы рассматривают беременность, как обратимое имунодифицитное состояние. Изменения кожи в этот период жизни хорошо изучены и могут быть представленны пигментыми изменениями, изменениями волос, ногтей, сосудистыми изменениями. Наблюдаются изменения на слизистых и со стороны функции эккринных, апокринных и сальных желез.

Пигментые изменения включают в себя потемнение веснушек и пигментных невусов, ограниченную гиперпигментацию подмышечных областей, околососочкового кружка, потемнение срединной линии живота, мелазму (маску беременности), диффузную гиперпигментацию. Гиперпигментации при беременности по классификации проф. В.И. Альбановой относят к поверхностным. Они характеризуются повышенной выработкой меланина, т.к меланоциты имеют на своей поверхности рецепторы к половым гормонам. При необходимости лечение симптоматическое.

У части пациенток отмечается развитие фиброэпителиальных полипов (акрохордонов) в области шеи и подмышечных областях наряду с локальной гиперпигментацией. Такое состояние необходимо дифференцировать с доброкачественным черным акантозом.

Наиболее заметным изменением кожи во время беременности является развитие растяжек (стрий). Растяжки возникают на животе, бедрах, груди, ягодицах - местах наибольшего растяжения. По данным зарубежных авторов генетическая предрасположенность и индивидуальный амнез к развитию стрий имеет большее значение, чем резкая прибавка в весе.

Изменения со стороны сосудов включают в себя развитие паукообразных гемангиом, варикозное расширение вен, мраморную кожу, геморрой, ладонную эритему, гиперемию десен, вазомоторную нестабильность. У части пациенток развиваются плотные отеки нижних и верхних конечностей. Такие состояния может сопровождать гестационный сахарный диабет и эндокринологическая декомпенсация.

Указанные состояния могут повторяться при последующих беременностях, имея при этом большую выраженность. При развитии указанных состояний к ведению пациенток привлекаются терапевты, эндокринологи и нефрологи.