Гнездная алопеция

Облысение, потеря волос, проплешина, выпадение волос

Гнездная алопеция
Гнездная алопецияГнездная алопецияГнездная алопецияГнездная алопецияГнездная алопецияГнездная алопецияГнездная алопецияГнездная алопеция

Гнездная алопеция — хроническое воспалительное заболевание волосяных фолликулов, проявляющееся в виде круговидных, нерубцовых выпадений волос на коже волосистой части головы, реже на других участках кожного покрова. Заболевание встречается в любом возрасте у мужчин и у женщин. Чаще болеют дети и молодые люди в возрасте до 25 лет. Историческая справка см. Облысение гнездное

Гнездная алопеция  — заболевание с невыясненной до конца этиологией. Предполагается местный аутоиммунный механизм иммунной толерантности клеток, образующих фолликул. У больных обнаруживают снижение уровней опиантных гормонов, расширение сосудов, питающих волосяной сосочек, которое потом сменяюшется их облитерацией. Образование очагов алопеции происходит в результате прерывания цикла роста волос из матрикса фолликулов. Волосы преждевременно вступают в фазу телогена и выпадают; если прерывание цикла наступило в стадии анагена (роста) волосяного фолликула, волосяной стержень обламывается с формированием дистрофичного проксимального конца волоса.

При ограниченной форме аллопеции на волосистой части головы определяются один или несколько очагов алопеции. При субтотальной форме аллопеции на коже волосистой части головы отсутствует более 40% волос. При офиазисе очаги алопеции охватывают всю краевую зону роста волос на голове, или затылок, или лобно-височную область. При тотальной форме наблюдается полное отсутствие волос на коже волосистой части головы. При универсальной форме волосы отсутствуют на коже волосистой части головы, в области роста бровей, ресниц; на коже туловища и конечностей наблюдается полное или частичное выпадение волос.

Течение заболевания непредсказуемо. Очаги алопеции появляются внезапно и могут самопроизвольно регрессировать в течение 2—6 месяцев. В некоторых случаях болезнь принимает хронический характер: восстановление роста волос в старых очагах алопеции сопровождается образованием новых очагов поражения; такой процесс может длиться в течение десятилетий. Тяжелые формы аллопеции (тотальная, универсальная) могут развиться как при первом эпизоде заболевания, так и при его рецидиве. Все формы аллопеции способны переходить одна в другую. У больных аллопеций могут наблюдаться специфические дистрофические изменения ногтей: наперстковидные вдавливания, продольная исчерченность, волнистые узуры свободного края. При ограниченной форме заболевания подобные изменения встречаются у 20% больных, при тяжелых формах (тотальная и универсальная форма) — в 94% случаев.

Дифференциальный диагноз проводят с трихотилломанией, диффузной токсической алопецией, микозом волосистой части головы, рубцовыми алопециями. Диффузная токсическая алопеция обычно ассоциирована с острыми токсическими состояниями: отравлением солями тяжелых металлов, химиотерапией, приемом цитостатиков, длительным подъемом температуры до 39°С и выше. При микозе волосистой части головы во время осмотра обнаруживают воспалительный валик по периферии очага алопеции и наличие пеньков волос, обломанных на уровне 2—3 мм от поверхности кожи. При рубцовой алопеции кожа в очаге блестящая, фолликулярный аппарат не выражен. Клинические проявления рубцовой аллопеции иногда вызывают затруднения в постановке диагноза, в этом случае рекомендуется проведение биопсии.

Потеря волос эмоционально воздействует на пациента в любом возрасте, но особенно тяжело переносится детьми. У большинства детей с локализованной гнездной алопецией рост волос на пораженных участках возобновляется в течение 1 года.  Существуют способы лечения аллопеции внутрикожными инъекциями препаратов. Пациентам с быстро прогрессирующей, многоочаговой, обширной гнездной алопецией может назначаться системная медикаментозная терапия и фототерапия. Существенное значение имеют эмоциональная поддержка. Методов профилактики не существует.