Склероатрофический лишай

каплевидная склеродермия, болезнь белых пятен, белый лишай Цумбуша

Склероатрофический лишай
Склероатрофический лишайСклероатрофический лишайСклероатрофический лишайСклероатрофический лишайСклероатрофический лишайСклероатрофический лишай

Scleroatrophia (scleros - твердый): сочетание склероза и атрофии, чаще всего атрофии эпидермиса и склероза дермы. Склероатрофический лишай — хроническое заболевание, характеризующееся очаговой атрофией кожи и слизистых. Участки поражения представлены белыми плотными папулами и бляшками неправильной формы с четкими границами. В устьях волосяных фолликулов иногда появляются роговые пробки. При локализации высыпаний в области половых органов у женщин заболевание также известно под названием крауроз.

Женщина, 55 лет. Жалобы на зуд, сухость в области высыпаний. Первый элемент появился около 2,5 лет назад весной, в виде темно коричневого пятна, которое увеличивалось в размерах. Одновременно появился зуд в области половых органов и перианальной области. Ухудшение состояния в виде появления новых высыпаний, увеличения существующих очагов в размерах, появления перифирического венчика лилово-фиолетового цвета, сухости в области высыпаний отмечает после повышенной инсоляции.

Некоторые отечественные и зарубежные дерматологи рассматривают склероатрофический лишай, бляшечную склеродермию и атрофодермию Пазини-Пьерини стадиями одного патологического процесса. У некотрых пациентов могут быть все три формы одновременно.

АЛГОРИТМ ОБСЛЕДОВАНИЯ
При сборе анамнеза необходимо по возможности выявить: предполагаемую причину заболевания; связь заболевания с избыточной инсоляцией, травмой, переохлаждением, стрессом, приемом лекарств, оперативным вмешательством, наличием контакта с растворителями, использованием силиконовых протезов, длительность заболевания и последнего обострения; наличие прогрессирования заболевания; наличие склеродермии у родственников; наличие других заболеваний соединительной ткани; наличие сопутствующих заболеваний (особенно аутоиммунной природы); наличие боррелиоза в настоящее время или в прошлом; наличие синдрома Рейно или дисфагии;  проводимое лечение и его эффективность.
При физикальном обследовании особое внимание следует обратить на наличие следующих симптомов: очагов уплотнения или отека кожи; лилового венчика вокруг очагов; пятен красного, розового или розовато-лилового цвета; очагов поражения линейной (полосовидной) формы; очагов гипер- или гипопигментации; атрофии кожи; телеангиэктазий; гиперкератоза кожи; алопеции; пузырей; блеска кожи; побледнения, покраснения или синюшности кожи пальцев; уплотнения кожи вокруг рта; ограничения движения в суставах;  уплотнения (отека) или атрофии подлежащих тканей (подкожной клетчатки, мышц, фасций, костей); деформации отдельных частей тела (лица, конечностей и др.); мышечной слабости; кальцификатов в коже.
Лабораторные исследования: общий клинический анализ крови; общий анализ мочи; биохимический анализ крови. Дополнительные лабораторные исследования: гистологическое исследование кожи (в сомнительных случаях)  исследование содержания в сыворотке крови иммуноглобулинов IgA, IgM, IgG, ревматоидного фактора; анализ крови на антинуклеарные антитела; анализ крови на антитела к топоизомеразе I (анти-Scl 70) и антицентромерные антитела (для исключения системной склеродермии); обследование на боррелиоз; УЗИ кожи и УЗИ органов брюшной полости, почек, щитовидной железы. Для исключения системной склеродермии и других болезней соединительной ткани необходима консультация ревматолога. Для выявления сопутствующих заболеваний и противопоказаний к лечению необходимы консультации: терапевта (при назначении физиотерапии обязательна); эндокринолога (при назначении физиотерапии обязательна); гинеколога (при назначении физиотерапии обязательна); офтальмолога (при назначении физиотерапии обязательна); невропатолога; гастроэнтеролога; оториноларинголога; стоматолога.

ЛЕЧЕНИЕ
Лечение каждому больному необходимо подбирать индивидуально в зависимости от формы, стадии и тяжести течения заболевания, а также локализации очагов поражения. Диета: специальной диеты не требуется, однако большинство врачей считает, что правильное питание при краурозе вульвы, как минимум, не повредит. При поражении конечностей необходимо избегать чрезмерной физической нагрузки, резких движений, ударов и толчков. Физиотерапевтическое лечение проводится под контролем врача-физиотерапевта. Критериями эффективности лечения являются прекращение прогрессирования заболевания, разрешение или уменьшение утолщения и уплотнения кожи,  устранение или уменьшение субъективных ощущений.

ПРОФИЛАКТИКА
Необходимо избегать чрезмерного солнечного облучения, травм, переохлаждения и перегревания, простудных заболеваний, стрессовых ситуаций, необоснованного применения лекарственных средств. Рекомендуется проводить санацию очагов фокальной инфекции. Необходимо динамическое наблюдение врача-дерматовенеролога с целью контроля за течением заболевания и раннего выявления симптомов диффузных болезней соединительной ткани. При сопутствующих заболеваниях необходимо наблюдение и лечение у соответствующих специалистов — терапевта, эндокринолога, гинеколога, гастроэнтеролога, невропатолога, оториноларинголога.