Липоидный некробиоз

Болезнь Оппенгейма-Урбаха

Липоидный некробиоз
Липоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиозЛипоидный некробиоз

В настоящее время известно, как относительно редкое заболевание. В некоторых случаях выявлена связь с нарушением углеводного обмена (около 1% из больных сахарным диабетом).

Necrobiosis lipoidica diabeticorum (название necrobiosis наводит на мысль о явно выраженном некрозе или гангрене, а в сущности некроз главным образом устанавливается лишь гистологически). Syn. N. lipoidica diabetica, N. Lipoidica diabetica (Urbасh, 1932). Syndroma Urbach. Dermatitis atrophicans maculosa lipoides diabetica (Oppenheim, 1932) - автор описал заболевание в том же году, но позднее, чем Urbach. D. atrophicans et necroticans lipoides diabetica (Oppentleim 1936).

Пациенты связывают начало заболевания с травмой, когда на ее месте появляется красноватое пятно, в  течение нескольких месяцев наблюдается его медленный рост. Нет никаких жалоб, кроме косметического дефекта кожи, пациенты обычно не предъявляют. Наболее частая локализация высыпаний - передняя или задняя поверхность голеней.

При осмотре наблюдаются крупные бляшки с четкими границами и приподнытыми плотными краями. Центральная часть с желтовато-оранжевым оттенком. Кожа истончена и на фоне атрофированного эпидермиса отчетливо видна сосудистая сеть с многочисленными телеангиоэктазиями.

При морфологическом исследовании в препарате наблюдается дегенерация коллагеновых волокон, некробиоз соединительной ткани и гранулематозное воспаление нижних слоев дермы, микроангиопатия  и отложение полисахоридов в стенках сосудов. Наблюдаются ксантомные клетки с липидами, которые придаютя бляшкам желто-оранжевый цвет. Наличие этих клеток часто помогает при дифференциальной диагостике с кольцевидной гранулемой.  Лечение длительное, хорошо помогают специальные физиопроцедуры.