Мелкоточечный кератолиз

потливость стоп, запах ног, налет на стопах, дырочки, гипергидроз

Мелкоточечный кератолиз
Мелкоточечный кератолизМелкоточечный кератолизМелкоточечный кератолизМелкоточечный кератолизМелкоточечный кератолиз

Мелкоточечный кератолиз — поверхностное инфекционное заболевание, поражающее роговой слой кожи, распространено повсеместно, часто встречается тропиках. Впервые описано в в начале ХХ века под названием Keratoma plantare sulcatum. Современное название Pitted keratolysis точно отражает клиническую картину. Обследование разнородных групп показало, что России заболевание наблюдается в 9-12% случаев. Возбудителем заболевания считают Micrococcus sedentarius и Pseudomonas aeryginosa. Болеют чаще молодые люди - спортсмены, военнослужащие, при этом женщины - значительно реже. Способствует развитию заболевания повышенная потливость стоп. Частая локализация - на коже стоп, особенно пяток, реже - межпальцевые промежутки. При осмотре пациента отмечают наличие участков гиперкератоза и большое количество точечных углублений диаметром 1-5 мм, имеющие вид мелких отверстий или «дырочек». Максимальное количество мелких отверстий наблюдается местах наиболее тесного контакта с обувью. Некоторые углубления могут сливаться между собой, принимая вид эрозий. При увлажнении пораженные участки подвергаются мацерации.

Без лечения заболевание может продолжаться неопределенно долгое время, усиливаясь в жаркое или в зимнее время года. Ношение уличной обуви зимой в теплом помещении способствует обострению заболевания.

Диагноз обычно ставится клинически. Для лабораторной диагностики используется биопсия очага, а также посев материала.

Курс лечения обычно составляет 7-14 дней. Пациентам рекомендуется ежедневно просушивать и проветривать обувь, по возможности не носить тесную обувь, использовать хлопчатобумажные носки, чаще мыть ноги используя антибактериальное мыла. Не достаточно изученным остается вопрос тактики терапии при сочетании мелкоточечного кератолиза и разных видов микоза стоп.