Ринофима

Ряд авторов рассматривают как одну из форм розовых угрей ринофиму (rhinos нос, phyma отросток) при которой характерно развитие в области носа, реже подбородка и других участков лица бугристых, дольчатых узловатостей, разделенных бороздами, нередко достигающих гигантских размеров. Описаны формы с  увеличенным, обезображенным, дольчатым носом (шишковатый нос). Иногда у больных розовыми угрями наблюдается кератит.

В целом, различают следующие стадии розовых угрей: эритематозную, папулезную, пустулезную и инфильтративно-продуктивную (ринофиму) . Это деление, однако, условно, так как обычно у больных имеется комбинация различных морфологических элементов.

П а т о г и с т о л о г и я. При ринофиме отмечается ярко выраженный пролиферативный компонент, характеризующийся разрастанием фиброзной ткани, что приводит к утолщению и уплотнению кожи, потере ею эластичности и еще большему нарушению микроциркуляции в этих участках. Иногда на этом фоне можно обнаружить свежие очаги воспалительной инфильтрации с примисью нейтрофильных гранулоцитов. В некоторых случаях имеет место гиперплазия сальных желез.